Что должен уметь ребёнок в 1 год и 11 месяцев
Наблюдать за тем, как развивается любимый кроха – не просто увлекательно и интересно, но и необходимо, ведь, контролируя каждый этап взросления малыша, можно своевременно выявить те или иные пробелы в его развитии и, соответственно, устранить их.
Так, в ожидании скорого двухлетия обожаемого чада, почти каждая мама интересуется информацией о том, что должен уметь ребёнок в 1 год и 11 месяцев.
Попробуем более внимательно изучить основные аспекты этого вопроса, затрагивая наиболее важные сферы детского развития.
Речь и словарный запас
К указанному периоду жизни детки накапливают в своей лексике примерно 130-180 слов, причем умеют объединять их, формируя простые и понятные предложения и фразы. Надо заметить, что именно на этапе от полутора до трех лет детская речь развивается особенно активно, недаром психологи называют данный возрастной интервал «сенситивным», т.е. восприимчивым, чувствительным для интенсивного развития речи.
В этом возрасте ребята охотно пересказывают отрывки из детских стишков, цитируют кусочки известных песенок. Если им при этом помогают взрослые, то некоторые малыши могут пробовать пересказывать по памяти рифмованные произведения среднего объема, подменяя забытые части подходящими словами.
Здесь психологи подчеркивают, что на представленном возрастном этапе очень важно заниматься с ребенком – больше читать ему вслух, пытаться вместе учить с ним детские стихи и разучивать песни. В целом, такая тренировка позволяет не только развить артикуляцию и словарный запас ребенка, но и способствует укреплению его памяти, развитию образного мышления.
Общение и коммуникативные способности
Говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год 11 месяцев, нужно сказать и о его успехах в коммуникативной сфере. К этому возрасту дети проявляют любопытство к общению со своими ровесниками, предпринимают самостоятельные попытки первыми пойти на контакт. В интервале от полутора до двух лет нередко наблюдаются даже попытки первого эпизодического сотрудничества, когда малыши стараются совместно что-то создавать, строить, играть друг с другом.
К двум годам ребенок понимает обращение к нему, просьбы и замечания, часто реагируя не столько на саму фразу, сколько на интонацию, интуитивно различая в голосе недовольство, одобрение или похвалу.
Двигательная активность и физическое развитие
Физическое развитие ребенка 1 года и 11 месяцев возраста, в первую очередь, предполагает степень развитости его двигательных навыков, включая координацию и согласованность действий. К указанному периоду жизни большинство малышей умеют:
- самостоятельно ходить, бегать;
- опускаться и не спеша подниматься по лестнице, каждый раз опираясь на новую ступеньку одной ножкой;
- подпрыгивать вверх и невысоко прыгать на одной ножке, не заваливаясь и не падая;
- маршировать, танцевать (импровизировать танцевальные движения под музыку);
- раскачиваться и приседать под музыку в такт;
- передвигаться в пространстве задом наперед;
- играть в мяч, ударяя по нему так, чтобы тот катился в заданном направлении (вперед, в стороны).
Бытовые навыки
Нельзя обойти вниманием и то, что умеет ребенок в 1 год и 11 месяцев применительно к бытовой жизни. Здесь специалисты подчеркивают, что на данном возрастном этапе некоторые детки вполне способны самообслуживаться, что со стороны родителей должно приветствоваться и поощряться. К примеру, ближе к двум годам жизни большинство детей уже умеют проситься и справлять нужду в горшок при возникшей необходимости, самостоятельно кушать, используя столовые приборы, и пить из чашки. В этом возрасте большинство малышей охотно чистят зубки с помощью взрослых, умеют мыть руки и вытираться полотенцем.
В процессе одевания почти двухлетний ребенок старается помогать взрослому (вытягивая вверх ручки для надевания свитера, отставляя ножку во время обувания и пр.) Некоторые предметы гардероба (например, носочки или варежки) кроха уже пытается надевать самостоятельно.
Мелкая моторика
К указанному периоду жизни дети охотно познают творчество – рисуют, лепят, импровизируют с конструктором и кубиками. Немаловажную роль во всех этих действиях играет мелкая моторика, развить которую позволяют специальные упражнения и созидательная деятельность (например, лепка из пластилина, рисование, нанизывание поочередно крупных, средних и мелких бусин и т.д.)
Обычно к указанному возрасту у детей начинает более четко проявляться доминирующее владение той или иной рукой. На этом этапе родители могут определить – является их чадо правшой, левшой, а может быть, и амбидекстром, т.е. способным в одинаковой степени хорошо владеть и левой, и правой рукой.