Логопедические упражнения на звук буквы р, л, ш, с, ц
Когда малыш проходит 5-летний рубеж, у него формируется правильное произношение речи. Конечно, далеко не всегда ситуация безоблачная, но исправить дефекты можно без проблем, если выполнять логопедические упражнения на звук р. Специалисты утверждают что не надо бить тревогу по пустякам, но следить за развитием ребенка необходимо.
Выполняем логопедические упражнения, буква р
Проводится работа в виде артикуляционной гимнастики. Она не такая уж сложная, чтобы выполнять упражнения, помогая малышу. Задания направлены на развитие артикуляционного аппарата и на помощь языку, губам, небу и челюстям правильно формировать звуки. Выполняется работа, направленная на формирование определенного положения органов артикуляционного аппарата.
Необходимо широко раскрыть рот и сделать вид, будто кончиком языка чистите зубы с внутренней стороны. При этом языком надо делать движения в разные стороны.
Другое упражнение – делаем вид, будто улыбаемся, но так, чтобы была видна нижняя челюсть. Необходимо следить за тем, чтобы кончик языка не был высунут и не загибался, а был у корней зубов верхней челюсти. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной, а в работе участвует лишь язык.
Еще одно упражнение помогает отрабатывать подвижность языка. Нужно открыть рот и улыбнуться и словно погладить небо кончиком языка. Движения языком надо делать вперед и назад.
Рекомендации: нижняя челюсть и губы неподвижны. Следим за тем, чтобы кончик языка дотрагивался внутренней части верхних зубов. Но язык не должен высовываться изо рта.
Выполняем логопедические упражнения на звук с, ц, з
Чтобы выполнить логопедические упражнения на звук ц и другие звуки из категории, необходимо делать так, чтобы вырабатывалась струя воздуха. Следим за тем, чтобы движения языка были точными и сложными. В этом участвует кончик языка, который находится за зубами нижней челюсти. В свою очередь боковые края языка должны плотно примыкать к коренным зубам верхней челюсти. При этом «спинка» языка должна приподниматься к альвеолам и образовывать щель. Во время произношения звука ц сначала делается смычка, а потом образуется щель.
Упражнение направлено на выработку длительной воздушной струи. Необходимо следить за тем, чтобы губы были вытянуты трубочкой. Надо длительно надувать ватный шарик и пытаться загнать его в «ворота», которые можно сделать из кубиков или любых других предметов.
Рекомендуется следить за тем, чтобы щеки сильно не раздувались, и помочь в этом можно пальцами, придерживая щеки. Загнать шарик нужно с первого выдоха. Не надо допускать, чтобы струя воздуха прерывалась.
Еще одно упражнение помогает выработать умение, при этом надо расслабить мышцы языка, который надо держать распластанным.
Другие упражнения
Не надо подворачивать нижнюю губу и словно натягивать на нижние зубы. Язык должен быть достаточно широким, а его края должны касаться уголков рта.
Надо похлопывать свой язык губами, делая один выдох. Следим за тем, чтобы воздух не задерживался при выдыхании. Контролировать выполнение упражнения можно следующим образом: подносим вату ко рту. Если задание выполняется правильно, то ватка должна отклоняться. Это упражнение помогает вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполняем логопедические упражнения на звук ш
Для правильного произношения надо сделать так, чтобы органы артикуляции приняли следующее положение: губы должны быть растянуты так, словно вы немного улыбаетесь. При этом рот должен быть немного приоткрыт, а зубы должны быть в 5 мм друг от друга.
Итак, логопедические упражнения буква ш. У языка должна быть слегка приподнята широкая основа по отношению к альвеолам. Можно прижимать язык к краю твердого неба, но не стоит прижимать к нему. По такому желобку должна проходить струя теплого воздуха. Если поднести руку ко рту и тогда на ладони можно ощутить дуновения. Мягкое небо упирается в заднюю часть глотки и немного приподнято.
Постановка шипящих звуков должна начинаться с того, что сначала нужно проработать статику звука. В этом задействованы все органы артикуляции, которые стоят в правильном положении. И после того как будет достигнута цель, можно заниматься отработкой.
Выполняем логопедические упражнения буква л
Цель задания – поставить звук и сделать артикуляцию нормальной в изолированном произношении. Необходимо закрепить связь звука и самой буквы. Необходимо развивать речевую моторику, а также фонематическое восприятие. Формировать все операции синтеза, а также зрительное восприятие и мелкую моторику.
Для упражнения подойдет зеркало, а также фотографии с упражнениями, помогающе в артикуляции. Можно использовать картинки в стихах для помощи в постановке звука и применять сигнальные карточки.