Что должен уметь ребенок в 5 лет
Несмотря на огромное количество студий и центров дошкольного развития, не стоит рассчитывать только на помощь педагогов. Каждый родитель должен знать особенности развития малыша характерные для определенного возраста. Такие знания помогут не только лучше понять ребенка, но и своевременно выявить и подкорректировать с помощью специалистов возможные проблемы. И хотя современная детская психология очень лояльно относится к развитию детей, допуская отклонения как ту, так и в другую сторону, все же есть определенные стандарты, отклонение от которых свидетельствует о каких-либо нарушениях.
Что должен уметь ребенок в 5 лет?
Детские психологи называют этот возраст старшим дошкольным и советуют родителям обратить внимание, в первую очередь, насколько у ребенка развиты познавательные способности. Именно в этот возрастной период наблюдается активное развитие интеллекта. И в пять лет ребенок должен уметь сосредотачиваться на выполнении определенной задачи, проводить связи между предметами и явлениями и уметь рассуждать абстрактно о том, что нельзя наглядно показать. Кроме этого, в этом возрасте важно, чтобы малыш научился сравнивать, обобщать предметы и явления, уметь описывать их по характерным особенностям. И не стоит останавливать его скептическими замечаниями, если он начинает фантазировать. Наоборот, нужно как можно больше давать возможностей для творчества и игры воображения.
Что должен уметь ребенок в пять лет еще, чтобы не отставать ни в учебе, ни в развитии в первом классе? Запоминать, показанные ему картинки (до 10 штук), простые предложения с перечислениями, уметь заканчивать предложение и определять с какой интонацией оно произносится. Для развития памяти в этом возрасте необходимо учить с ребенком считалочки, стишки и скороговорки.
Немного о знаниях математики и родного языка.
Хотя многие психологи и педагоги сегодня утверждают, что обучать детей чтению, письму и счету до школы вовсе необязательно, это не совсем так. Дело в том, что в силу особенностей восприятия к шести годам у ребенка угасает познавательная и интеллектуальная активность. В результате, занятия в первом классе не вызывают у него интереса, он переутомляется, плохо усваивает учебный материал, отстает от сверстников и начинает негативно относиться к учебе. Не зря многие преподаватели иностранных языков рекомендуют начинать лингвистическое обучение как можно раньше, когда острота детского восприятия находится на пике.
Но кроме интеллектуальной деятельности для ребенка пяти лет важно и правильное физическое развитие.
Физкультура и пятилетний ребенок.
Говорят, что все дети – непоседы. Но в этом нет ничего плохого. Бегая и прыгая, лазая по деревьям и горкам, они не только становятся физически выносливее и укрепляют свой иммунитет, но и развивают ловкость, умение контролировать свои движения, держать равновесие. Поэтому не надо лишний раз останавливать ребенка из-за собственного страха, что он упадет и расшибется. К тому же физическая активность дает хорошую эмоциональную разрядку, что важно для психического здоровья.
О попытках самовыражения
Родителям не стоит беспокоиться, если на их взгляд пятилетний малыш проявляет чересчур много самостоятельности. В этом возрасте он продолжает самовыражаться, хотя делать это может по-разному. В данном случае, даже плохое поведение это всего лишь способ привлечь к себе внимание. Поэтому родителям не стоит принимать сгоряча карательно-воспитательные меры в случае ослушания или проступка. Гораздо результативней будет строгий, но спокойный разговор о том, почему так нельзя поступать. Хотя он потребует недюжинного родительского терпения.
Не стоит в этот период перекладывать воспитание на бабушек и дедушек. Как правило, в их окружении ребенок чувствует вседозволенность и начинает проверять, насколько прочны границы желаний и поведения, установленные родителями.
На что еще обратить внимание родителям.
Не менее важны для ребенка в пять лет коммуникативные способности, поэтому если он не посещает детский сад, то ему обязательно нужно предоставлять возможность для общения со сверстниками хотя бы на прогулке. Таким образом, ребенку будет легче усвоить правила поведения в обществе, а также, облегчить адаптационный период, который переживает каждый первоклассник. Поэтому, если малыш охотно общается с близкими людьми, но совершенно замкнут в детском коллективе, родителям стоит обратить на это внимание. Если замкнутость своевременно не выявить, то впоследствии ребенку будет трудно уживаться в коллективе, а это в свою очередь приводит к постепенному развитию комплексов, страхов и неуверенности в себе.
О главном.
Что бы ни говорили врачи, воспитатели и психологи, каждый ребенок – это огромная индивидуальность, которую нужно уважать, даже если ей всего пять лет, к которой нужно прислушиваться, а не навязывать собственное мнение, которую нужно беречь, но освободить от тотального контроля.